В нашей современной неопределенной обстановке тьютор в школе играет важную роль для учеников.
В этой статье расскажем о задачах тьютора и о том, как он помогает детям в освоении школьных предметов, формировании soft skills и hard skills, а также почему мы выбрали эту систему для «Планеты детей».
Что такое тьюторская служба
Тьюторская служба — это направление в школе, которое помогает каждому ребенку развиться и достичь успеха. В состав службы входят руководитель и тьюторы.
Тьютор помогает ученикам понять себя и свои качества, развить навыки, необходимые для успешной адаптации и конкуренции в современном мире. Он учит детей правильно организовывать свое время, планировать выполнение учебных заданий, а также помогает развивать навыки самостоятельной работы.
Задачи тьюторской службы:
- Помощь в учебном процессе и преодолении проблем с образовательной программой.
- Анализ вовлеченности детей в школьную жизнь, их активная поддержка и мотивация.
- Помощь в раскрытии потенциала и самосовершенствовании.
- Обсуждение с детьми вопросов саморазвития, выявление проблемных моментов и помощь в осознании своих возможностей.
- Стимулирование к самообучению и активной позиции в обучении.
- Помощь в преодолении внутренних преград и достижении поставленных целей.
Тьюторская поддержка охватывает различные предметы: от математики до творчества, создавая гармоничный баланс между основными учебными областями и интересами ребенка. Благодаря этому, дети развиваются комплексно, раскрывая свой потенциал в различных сферах.
Ключевые функции тьютора:
- Индивидуальный подход. Тьютор помогает адаптировать программу обучения под потребности и способности ребенка с учетом его темпа обучения.
- Развитие мягких умений и навыков. Тьютор помогает развивать самостоятельность, организованность и умение преодолевать трудности.
- Мониторинг успеваемости. Тьютор отслеживает успехи студента, оценивает его прогресс и, при необходимости, корректирует.
- Мотивация. Тьютор помогает ребенку осознавать свои достижения и работать над устранением трудностей.
Тьюторство в современном мире — ключевой элемент успешного и разностороннего развития детей.
Зачем тьютор ученику в школе
Тьютор помогает ученикам не теряться и сохранять ясность в своих учебных достижениях, а также готовиться к будущим вызовам. Он оказывает содействие в развитии навыков, необходимых для ориентирования в неопределенном мире и достижении успеха в жизни.
Приведём примеры некоторых часто задаваемых вопросов, которые помогут внести ясность.
– Говорят, что тьютор помогает искать ребенку свой смысл и интерес. Что это значит?
– Да, это действительно одна из очень важных задач, с которой работает тьютор. И это не нотации: «Очень важно изучать этот предмет, потому что…». Часто дело не в самом предмете, не в литературе, например, а в том, что ребёнок на этом уроке может развивать навык, который лично для него очень важен. Например, на уроках литературы — навык публичных выступлений. Таким образом ребенок учится видеть практичность образования, понимать его ценность.
– Что делает тьютор, чтобы осуществить индивидуальный подход?
– Тьютор строит свою работу исходя из понимания, что индивидуальность человека проявляется через его интересы. Ведь не бывает такого, что ничего не интересно. Ребенок может изначально найти интересы не в области учебных предметов, а, например, в общении со сверстниками, и дальше от этого отталкиваться.
И здесь мы пересекаемся с ещё одной из задач – сопровождать ребёнка на этапе любого выбора. Когда ребёнок не может сделать выбор, это лишь означает, что он чего-то ещё не знает о себе. Когда он выбирает и пробует, то каждый раз узнает что-то о себе. Потом снова выбирает и пробует. Знания накапливаются. В чём-то ребенок становится уверенным, в чём-то продолжает сомневаться, от чего-то отказывается. И этот процесс может продолжаться всю жизнь.
Мозг человека устроен так, что ему страшно идти в неизвестность, поэтому большинству взрослых трудно начинать что-то новое. Детям не страшно. Им интересно. Тьютор помогает сохранить эту неизвестность интересной.
– Как работа тьютора готовит к будущим вызовам?
– Мы даем детям разные инструменты, которыми шаг за шагом учим пользоваться самостоятельно: умение анализировать ситуации, с которыми они сталкиваются каждый день, рефлексировать над своим учебным процессом и результатами, чтобы ребенок мог видеть и понимать, что у него получилось хорошо, а что можно было сделать иначе, доволен ли он результатами или в процессе понял, что, вообще-то, хочет уже чего-то другого. А ещё планировать задачи, управлять временем. Это им пригодится и в вузе, а затем и во взрослой жизни тоже.
Тьютор уже в начальной школе начинает работать с важными вопросами самопознания, которыми человек задаётся на протяжении всей жизни.
– Каким образом можно работать с вопросами самоопределения с детьми начальной школы?
– Тьютор проводит с детьми групповые и индивидуальные тьюториалы. Это встречи, на которых в разных формах организуется общение на определённые темы. Это может быть игра, презентация, беседа, просмотр фильма или мультфильма и другие.
На каждом занятии дети попадают в ситуации, где высказывают своё мнение, находят аргументы, чтобы его отстаивать, учатся спорить друг с другом, уважая чужое мнение, учатся не просто фоном слушать друг друга, а именно слышать, задавать вопросы, уточнять, когда непонятно. Постепенно они начинают понимать, как они хотят и не хотят, что им нравится и не нравится, чего хочется и не хочется, что важно и неважно, а самое главное, учатся об этом говорить.
– Чем занимается тьютор с ребенком на индивидуальных тьюториалах?
В индивидуальной работе есть также определенные темы, которые обязательно перекликаются с групповыми тьюториалами, темами уроков и дополнительными занятиями.
Тьютор может инициировать разговор. Например, побывав на уроке у ребят, говорит: «Знаешь, я заметила то-то и то-то, давай обсудим? Что ты об этом думаешь?»
Внимание тьютора на встречах со школьниками уделяется разговору о:
- Способностях и образовательных интересах. Тьютор помогает ребенку выявить свою суперсилу и определить зону интересов: что его интересует, в каком направлении хочется развиваться, кем хочет стать.
- Долгосрочных и краткосрочных целях. Цели долгосрочные краткосрочные тоже будут исходить из интереса ребёнка и не только образовательного.
Интерес этот может касаться дополнительных занятий, которые ребенок посещают либо в рамках нашей школы, либо вне школы, потому что тьютор охватывает и эту область.
Тьютор перекидывает мостики ко всем интересам ребёнка и объединяет их, собирая его учебную траекторию. Он помогает построить мостик, чтобы ребенок понял, что сегодня можно сделать, чтобы к этой цели прийти, приблизиться, чтобы понять важна она или нет.
Краткосрочные замыслы — это о том, что сейчас нужно делать или в ближайший перспективе.
- Образах будущего. Тьютор глобально раскрывает картину мира. Обсуждает с ребенком, какое будущее нас ждёт, люди будут также ездить на машинах или будут другие машины. Тьютор помогает ребёнку пофантазировать про будущее мира и как он там может себя проявить, кем быть в этом мире, какие навыки и способности ему помогут. Это про креативное и нестандартное мышление.
- Принципах и стратегиях. Это продолжение разговора о целях и как их достичь. Есть рабочие стратегии, есть устаревшие. Иногда эти стратегии нужно поменять, чтобы прийти к цели или сделать то, что хочется. К цели можно приходить разными способами и очень важно выбирать более краткий путь.
- Учебном стиле и стиле жизни. Это про тайм-менеджмент и умение учиться. Тьютор учит ребенка учиться, следовать расписанию, правильно распределять нагрузку, например, сначала выполнять сложные задачи, потому что на них больше сил требуется.
- Задачах развития. Это тоже про постановку целей и задач. Тьютор подсвечивает, где ребенку нужно развиваться и в каком направлении.
- Приоритетах. Тьютор помогает правильно расставить приоритеты, чтобы достичь целей было легче.
- Формуле успеха. Тьютор фиксирует внимание ребенка не на ошибках, а на достижениях: когда у тебя получилось, каким ты был, что в этот момент чувствовал, что сделать, чтобы этот успех у тебя был и зафиксировать его.
- Амбициях. Тьютор обсуждает с детьми, насколько необходимы амбиции, как они помогают в жизни, а где мешают.
- Привычках. Полезные привычки помогают экономить внутренний ресурс. Допустим, ребёнок дома садится делать уроки. Если у него выработалась эта привычка, то организм меньше затрачивает энергии, ему эмоциональнее легче начать делать даже сложное дело. Тьютор обсуждает с ребенком, как ввести хорошую привычку, которая поможет достигать целей и улучшать жизнь.
- Ценностях и традициях. Наша задача говорить о традициях не только с детьми, но и с родителями, потому что традиции — это способ передачи ценностей. Допустим, в семье есть обычай вместе ужинать. Когда все собираются, создаётся атмосфера добра, принятия, все очень внимательно слушают друг друга, поддерживают. Такие традиции помогают сохранить семейные, родственные, дружеские связи.
Система тьюторства в «Планета детей»
Тьютор — это не просто дополнительная поддержка, но и наставник, направляющий ребенка к активному и комфортному обучению.
В нашей школе мы стремимся создать образовательное пространство, где каждый ребенок может проявить себя под заботливым руководством опытного тьютора. Мы рассматривали разные подходы в образовании и выбрали тьюторство, так как оно дает возможность пересобрать учебную модель под конкретного ребенка. Например, он поймет важность изучения каких-то школьных предметов или осознанно откажется от того, что не нужно.
Тьютор учит ребенка быть субъектным, то есть принимать решения и нести за них ответственность. С помощью тьютора ребенок приобретает навык справляться с трудностями, который ему пригодится и в дальнейшем обучении, и в жизни.
Тьютор помогает студенту определить ценности и цели, пробудить внутреннюю мотивацию.
Глобальная задача тьюторства в том, чтобы каждый человек оказался на своём месте в жизни.
Среди школ Амурской области только в «Планете детей» внедрена система тьюторства.
Хотите больше узнать о системе тьюторства и поближе познакомиться с нашими специалистами оставляйте заявку на сайте или звоните по телефону +7 (934) 477-04-30.